Балашиха: вчера, сегодня, завтра! (143900) wrote,
Балашиха: вчера, сегодня, завтра!
143900

Реформа местного самоуправления в Подмосковье: промежуточные итоги и перспективы

Проблемы местного самоуправления в Московской области, без
преувеличения, находятся в центре внимания региональных властей и
общественности. Этот интерес обусловлен тем, что именно на уровне
муниципалитетов происходит реализация большинства решений в социальной,
экономической и культурной сферах. Гражданин вступает во взаимодействие прежде
всего с местными властями, а не с региональными или федеральными чиновниками.
В Подмосковье уже
несколько лет осуществляется реформирование муниципалитетов. За это время Мособлдумой
было принято 9 законов, которыми 7 муниципальных образований были сформированы
в единые городские округа – Королёв, Балашиха и Подольск. Также статус
городского округа обрели бывшие Озёрский, Мытищинский, Каширский, Егорьевский,
Шаховской и Серебряно-Прудский районы. Сегодня
можно подвести некоторые итоги и наметить дальнейшие шаги.
По инициативе
Московской областной Думы 30 ноября был проведен круглый стол на тему
«Совершенствование организации местного самоуправления в Московской области». В
его работе приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители
исполнительных органов государственной власти Московской области,
Государственной Думы ФС РФ, Общественной палаты Московской области, Совета
муниципальных образований Московской области и органов местного самоуправления
муниципальных образований Московской области. Всего в зале приема иностранных
делегаций Мособлдумы собралось не менее ста человек.
Работу круглого стола
открыл председатель Московской областной Думы Игорь Брынцалов. Он отметил важность темы обсуждения в связи с
начавшимися преобразованиями системы местного самоуправления в Подмосковье. По
его мнению, положительный эффект реформы не вызывает сомнения. Устраняются
противоречия, связанные с разграничением полномочий между районами и
поселениями, а также главами районов и поселений. Тем не менее, в ходе
преобразований обозначились определенные проблемы, которые будут обсуждены в
ходе круглого стола.
Заместитель
председателя Правительства Московской области Александр Костомаров сосредоточил внимание на опыте формирования
городских округов. Привел ряд положительных примеров, свидетельствующих о
большей эффективности этих муниципальных образований. До конца 2016 года
городские округа будут образованы в Зарайском, Павлово-Посадском, Рузском
районах. В следующем году этот процесс продолжится. По его словам, главной
целью всех преобразований является повышение эффективности.
Председатель
Комитета по местному самоуправлению Московской областной Думы Александр Наумов в своем выступлении сосредоточился
на юридических аспектах изменения формы организации местного самоуправления в
муниципальных образованиях. Он высказал мнение о том, что: «При проведении стратегически важных реформ, при которых
происходит трансформация устоявшихся форм местного самоуправления, не допустима
торопливость при принятии решений.Такие процессы нельзя проводить как «кампанейщину» и
пытаться преобразовать район в городской округ любыми средствами, в том числе
путем административного давления. Все изменения необходимо проводить при
широком обсуждении и достижении согласия муниципального сообщества. Для этого
необходимо открытое и честное обсуждение ожидаемых перспектив в случае
преобразования.
Скоропалительные и не
подготовленные реформы зачастую приводят к обратным от ожидавшихся
последствиям. Так было 1962-1964 годах, когда была осуществлена попытка
реализация одного из самых радикальных проектов административной реформы в
истории советского общества, который предполагал отказ от традиционного
(территориального) принципа построения и функционирования местной и
региональной власти. В Московской области вместо 34 районов и 29 городов
областного подчинения было создано 12 районов и 36 городов областного
подчинения. Территориальное укрупнение районов сочеталось со значительным
сокращением аппарата в создаваемых органах власти на местах. Реформа показала
свою неэффективность и в 1964 году была свернута, было возвращено традиционное
административно-территориальное деление. Не оценены в полной мере и последствия
принятия 131-ФЗ.
Поэтому каждое преобразование
муниципального района в городской округ требует взвешенных подходов и детальной
проработки, а главное - желания жителей провести преобразование».
Льготы сельских
жителей при изменении организации местного самоуправления стали основной темой
выступления председателя Комитета по вопросам труда по вопросам охраны
здоровья, труду и социальной политики Андрея
Голубева. Он констатировал, что работникам учреждений бюджетной
сферы, проживающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа,
которые имеют право и пользуются мерами соцподдержки по оплате ЖКХ-услуг до
преобразования поселка городского типа или сельского поселения, все указанные
меры социальной поддержки сохраняются, в случае если они произошли до 1 июня
2015 года. Бюджетом на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годы
предусмотрено финансирование данных мер социальной поддержки в полном объеме.
Министр экономики
Московской области Ирина Смирновадоказывала преимущества городских округов для налоговой политики, бизнеса. По
ее мнению, население также только выигрывает от создания городских округов. Она
проиллюстрировала это на примере тарифов на тепловую энергию в городском округе
Подольск. Однако если внимательно присмотреться к аргументам регионального
министра, получится, что для большинства жителей округа эта услуга станет на
10-15% дороже, чем до объединения. Далеко не во всех муниципальных образованиях
произошло и выравнивание тарифов на проезд в автобусах. Например, в городском
округе Балашиха стоимость проезда в Москву из микрорайона Железнодорожный
составляет 50 рублей, а из Балашихи – 70. В качестве положительного эффекта
Ирина Смирнова отметила и сокращение численности чиновников, благодаря чему
экономия в Мытищах составила примерно 400 млн рублей в год, а планируемая
экономия в Люберцах равна 130 млн рублей.
Министр финансов
Московской области Антон Котяковвысказал мысль о том, что оптимизация управленческой модели муниципальных
образований является залогом финансового оздоровления. Он привел в качестве
примера снижения уровня дотационности городской округ Балашиха. Планируется
дальнейшее снижение дотаций в 2018-2019 гг. Дополнительные ресурсы дает
сокращение численности муниципальных чиновников.
Заместитель
председателя Московской областной Думы, заместитель руководителя фракции КПРФ Константин Черемисов призвал обсуждать
вопрос о территориальных преобразованиях с населением, с местными Советами
депутатов. Необходимо не только говорить людям о том, какие положительные
изменения произойдут после объединения, а учитывать мнение жителей.
Председатель совета
городского округа Химки Александр
Дряннов поделился с участниками круглого стола опытом создания городского
округа Химки, как примером сбалансированного развития территории.
О положительных
изменениях в жизни отдаленных поселений в процессе создания городского округа
Кашира рассказал глава городского округа Алексей
Спасский. Он обратил внимание на то, что объединение позволило
сосредоточить финансовые ресурсы и сдвинуть с мертвой точки такие застарелые
проблемы как газификация сельских поселений. Возможности городского округа,
безусловно, предоставляют в данном вопросе большие возможности. Сократились
расходы на содержание управленческого аппарата. Благодаря развитию системы
электронных сервисов жители сельских поселений могут получать услуги, не выходя
из дома.
Сравнил опыт
проведения реформ муниципального самоуправления в России и за рубежом
исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Московской
области», член экспертного совета при Московской областной думе Олег Иванов. Он призвал в большей
степени учитывать отечественный опыт организации управления территориями, а не
копировать иностранные модели.
Заместитель
председателя Общественной палаты Московской области Марина Юденич посвятила свое выступление общественной дискуссии по
вопросу формы местного самоуправления. Она обратила внимание наличие в обществе
различных точек зрения на практику объединения муниципальных образований и
преобразования муниципальных районов в городские округа. Это требует
организации широкой и открытой дискуссии в тех муниципалитетах, где планируется
создание городских округов.
О рисках и
преимуществах перехода к одноуровневой системе управления высказался политолог,
регионовед, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
Депутат из сельского
поселения Ильинское Красногорского муниципального района Марина Кузнецова задала вопрос о
том, как изменятся налоги на землю и строения после
включения в городской округ, а также о том, сохранятся ли льготы жителям
сельских поселений после 2018 года? Председатель Мособлдумы Игорь Брынцалов
заверил, что все существующие льготы в отношении сельских жителей сохранятся и
после 2018 года. Что касается земли, то неэффективно используемые земли в
соответствие с законом будут возвращаться в областной земельный фонд.
Вопрос о газификации
задал председатель совета депутатов одного из сельских поселений Можайского района. Игорь
Брынцалов заверил его, что процесс газификации будет проходить в соответствие с
региональной программой.
Заместитель
председателя Совета депутатов г.о. Королев Михаил Гацко отметил, что во всем мире идет
тенденция к централизации управления. И если говорить об эффективности такой
модели с экономической точки зрения, то она бесспорна: «В этой связи создание
новых городских округов Химки, Балашиха, Подольск и других, безусловно, процесс
положительный. В тоже время есть определенные сомнения в плане преобразования
малонаселенных сельских территорий в городские округа. Здесь мы натыкаемся на
определенные противоречия со 131 федеральным законом и Конституцией Российской
Федерации. Поэтому нужно очень осторожно принимать решения о реорганизации
поселенческого уровня».
Круглый стол
продолжался более двух часов. Видимо это не последнее обсуждение проблем
реформирования местного самоуправления в Подмосковье. Не смотря на
оптимистические выступления представителей исполнительной власти и руководителя
Мособлдумы, существует ряд нерешенных проблем, а также недовольство проводимыми
преобразованиями у значительной части жителей области. Они, в сущности, были
отстранены от процесса принятия решений по этому вопросу и зачастую с
удивлением узнавали, что теперь живут в совершенно другом муниципальном
образовании.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments