Балашиха: вчера, сегодня, завтра! (143900) wrote,
Балашиха: вчера, сегодня, завтра!
143900

22 февраля нашему родному заводу БЛМЗ исполнилось 85 лет.
Всем Заводским посвящается.

В Балашихе практически нет ни одной семьи, чья судьба так или иначе не была бы связана с заводом. БЛМЗ по праву можно назвать градообразующим предприятием города. Именно с него Балашиха начинает свою историю как город.

Рабочий посёлок у клуба "Спутник"
22 февраля 1932 года СНК СССР принял решение о начале ударной стройки заводов авиационной и военной промышленности № 120 и № 121 на территории к северу от Нижегородского шоссе между течением реки Горенки и деревней Николаевка. К весне 1937 года был пущен завод № 120. Из него под названием «завод Авиапрома № 219» было выделено литейно-механическое производство. Заводы № 120 и 219 производили убирающиеся шасси самолётов. Для испытаний техники и подготовки лётных кадров близ деревни Чёрное был построен аэродром и авиаремонтный завод. В 1936 году рядом с корпусами двух заводов был построен третий — ремонтно-механический завод Авиапрома № 49. Вдоль Горьковского шоссе в 1935 году были построены первые кирпичные пятиэтажные дома.
1932-1989 годы.
БЛМЗ начал строится. Рабочие прибывали на стройку десятками сотен. Надо было обеспечить их жильём. Недалеко от площадки строительства завода решили выстроить временный рабочий посёлок.
Место для него выделили: с севера - на расстоянии 200метров от ж/д Реутово-Горенки-Балашиха; с юга - 100 метров от Горьковского шоссе; с запада - опушка леса около промплощадки; с востока - огороды деревни Николаевка (сегодняшняя Советская улица). Вот эту территорию и стали застраивать бараками и барачного типа вспомогательными бытовыми объектами, необходимыми для жизнеобеспечения жителей посёлка.
Один из первых жителей и строителей города района первого рабочего посёлка, Самуил Ефремович Бей, вспоминает:
Я член КПСС с 1939 года, в 25 лет, в марте 1933 года приехал из Украины в Балашиху-1 на стройку. До этого в Полтаве закончил строительный техникум, хорошо знал плотничье дело. Мог выполнять и нехитрые столярные работы. На строительстве БЛМЗ начал выполнять столярные работы. В дальнейшем, в 1936 году, - был назначен начальником строительного цеха и работал до пенсионного возраста.
По приезде я встретил здесь 24 барака в районе ул.Крупской и клуба Спутник, около бывшего старого рынка и деревни Николаевки. Кругом шумел лес. На работу из бараков ходили по грунтовой дороге, весной и осенью раскисавшей от грязи. Только в последующее время комсомольцам на субботниках удалось проложить в лесу узкую твёрдую дорожку от бараков до завода.
Поселился я в бараке №4. Это была деревянная одноэтажная постройка с засыпными шлаком стенами, с одним общим коридором. По бокам шли лёгкие перегородки и комнаты. На две комнаты стола одна печь, отапливаемая дровами. В каждой из комнат размещалось по 8-10 человек молодых рабочих. Спали на топчанах на набивными соломой и стружками матрацах. Постельным бельём, одеялами, подушками обеспечивались полностью. Во всю комнату посередине стоял большой стол и около него – табуретки. Между топчанами находилась одна тумбочка с двумя отделениями, на двух человек. Освещение было электрическое. В каждой комнате была трансляционная радиоточка и громкоговоритель типа «Рекорд» (с большой «тарелкой»).
Столовые были в районе строительной площадки и на посёлке, в районе клуба «Спутник», и там же маленький магазин-ларёк. Жила молодёжь в бараках дружно.
Мы съехались сюда с разных мест страны – парни и девушки. У многих не было никакой специальности, профессии. Большинство работало на стройке подсобными рабочими. Ходили в лаптях и ботинках с деревянными подошвами. Одеты были по-разному, и в домашнюю одежду и в спецовках. Питались, главным образом, по рабочим карточкам в столовой. На рынке буханка чёрного хлеба стоила 3 рубля, а батон белого в 1кг – 5 руб. В среднем молодёжь зарабатывала в день 5 рублей. Готовили себе пищу, кроме столовой, и дома. Чтобы получить хлеб в ларьке по карточке, иной раз приходилось стоять в очереди несколько часов.
На посёлке была деревянная баня с парикмахерской и деревянный, барачного типа клуб – будущий «Спутник», построенный рабочими в свободное время.
В общежитиях жили тесно, но не в обиде. Были уборщицы и истопники помещений и комнат. Кубовые грели чай. Туалет помещался на улице. Общие кубовые были и на улицах, но в зимнее время кипяток до общежития донести было трудно. Их на посёлке было несколько. Они работали полные сутки. Умывались в коридоре общежития. Для умывания воду носили уборщицы. Дрова для печей возили вагонами в район склада (где ныне в Балашихе-1 рынок), а оттуда развозили к печам рабочего посёлка.
В Москву ходил паровой поезд четыре раза в сутки, и мы ездили туда, когда хотели. С Балашихи-2 от фабрик ходил до Москвы (до Таганской площади) автобус №17. От поворота на Горьковском шоссе ходил с Ногинска также ещё и автобус с № «Н». Он имел конечную остановку тоже на Таганской площади.
В конце Первомайского посёлка, у речки Пехорки, был конный парк. Недалеко, где памятник В.И.Ленину у Горсовета, стоял деревянный продовольственный магазин, а после была первая кузница. И был ещё один магазин против нынешнего стадиона. (речь про Машиностроитель)
Отдел кадров строительства вначале помещался в деревянном бараке, в котором, в перестроенном виде, далее была открыта первая ЦРМ строителей - она и сейчас стоит (не уверена, что смогла верно разглядеть аббревиатуру, поправьте кто знает!). На посёлке строителей, охраняющий их покой, был единственный милиционер Кирмасов, но и без него везде был большой порядок и дисциплина. Он дежурил с 4-х часов дня и до 11 ночи. Но больших происшествий и нарушений у молодёжи и среди семейных жителей – не было. Работали много, уставали, отдыхали и опять работали. Уставали очень, но были бодрые, весёлые. В свободное время и по праздникам танцевали на деревянном настиле под гармонь, прямо под открытым небом. Комсомольцы на субботниках проложили от посёлка к заводу пешеходную асфальтовую дорогу. В революционные праздники ходили на демонстрацию на 2-ю Балашиху к бюсту Маркса и памятнику В.И.Ленина у фабрики №1.

А дальше будут слайды. Смотрите, как всё начиналось. Посмотрите на лица людей, которые строили наш завод и наш город. Почитайте газету "Пролетарская Правда", обратите внимание- никакой цензуры. Посмотрите на первые дома-бараки, те самые. Первый завод, первая хлебопекарня, первая общественная баня, первый клуб - всё это сделал для нашего родного города наш родной БЛМЗ. Нам есть чем гордиться. Мы должны быть достойными потомками этих великих, самоотверженных людей, которые построили наш завод и наш город.

Продолжение - будет!

С сердечной благодарностью Галине Романовой и сотрудникам Балашихинского Краеведческого музея
Специально для Балашиха: Вчера, сегодня, завтра!
Лиса Тарева

Можете брать себе и показывать людям только с указанием первоисточника)))
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments